Любэ | Chrome World по-русски

Любэ

«Любэ́» — советская и российская рок-группа, основанная 14 января 1989 года композитором Игорем Матвиенко, бессменным лидером и солистом которой является Николай Расторгуев. Творчество коллектива ориентировано на рок-музыку с использованием элементов авторской песни, советской эстрадной и русской народной музыки.

История группы

Временная шкала
1989 Мы будем жить теперь по-новому или Рок эбаут Люберцы
1990 Не валяй дурака, Америка!
1991 Атас
1992 Кто сказал, что мы плохо жили?..
1993
1994 Зона Любэ
1995
1996 Комбат
1997 Собрание сочинений, Песни о людях
1998
1999
2000 Полустаночки
2001 Собрание сочинений. Том 2
2002 Давай за…
2003
2004 Ребята нашего полка
2005 Рассея
2006
2007
2008 Собрание сочинений. Том 3
2009 Свои
2010
2011
2012 55
2013
2014
2015 За тебя, Родина-мать!
Идея создания группы «lube» принадлежит продюсеру и композитору Игорю Матвиенко, работавшему в то время в студии популярной музыки «Рекорд». В 1987 году именно в его голове зародилась идея создания новой группы, отличающейся от привычной советской эстрады позднего периода. В результате был создан музыкальный коллектив, творчество которого близко к национально-патриотическому направлению, с элементами фольклора, военной тематики, авторской песни и лирических произведений. Исполнение песен вокальное, с частым использованием бэк-вокалистов на подпевках, в некоторых случаях с развёрнутыми хоровыми партиями. Музыкальное сопровождение опиралось на рок-музыку, с добавлением элементов из русской народной песни.

1989

Изначально Игорем Матвиенко и поэтом Александром Шагановым была разработана концепция, написаны стихи и музыка к песням. Роль вокалиста и лидера группы взял на себя Николай Расторгуев, который постоянно был на связи с Игорем Матвиенко. Оставалось найти музыкантов, соответствующих разработанному образу. Расторгуев на тот момент имел многолетний опыт работы в коллективах «Лейся, песня», «Шестеро молодых», «Рондо» и «Здравствуй, песня», художественным руководителем которого был в свое время Игорь Матвиенко (некоторые песни из репертуара ансамбля «Здравствуй, песня» вошли в первый альбом группы «Любэ»). Историческое знакомство произошло, когда Расторгуев, за плечами которого был опыт работы в ВИА «Шестеро молодых», «Лейся, песня» и в группе «Рондо», пришел на прослушивание в «Здравствуй, песня». «Тогда было модно, — говорит Игорь Матвиенко, — чтобы в группе было несколько солистов, да и штат позволял. После того, как из коллектива ушел Сергей Мазаев, мы стали искать ему замену. Среди прочих пришел молодой упитанный человек по имени Николай Расторгуев, который внешне ну никак не вписывался в формат рок-бэнда. Жанр требовал худых, изможденных музыкантов, а тут — такой крепыш… Однако он выучил песни из репертуара „Здравствуй, песня“ и пришел на второе прослушивание. Я почему-то был настроен против него. Увидев это, Николай, конечно, расстроился и удивился: как это так, выучил песни, хорошо спел, а в коллектив не берут? Спел он действительно блестяще. В итоге Коля меня убедил, что он просто необходим группе, и оказался прав. Кстати, песни „Дядя Вася“, и „Тётя доктор“ из репертуара „Здравствуй, песня“ в исполнении Расторгуева вошли в первую пластинку „Любэ“. Николай доказал, что он артист высочайшего класса. В этом нет сомнений».[17]. Запись первых песен началась 14 января 1989 года в студии «Звук» (руководитель Андрей Лукинов). В работе приняли участие Николай Расторгуев в качестве вокалиста, гитарист группы «Мираж» Алексей Горбашов, ещё один гитарист, люберчанин по прописке и убеждению Виктор Застров, для записи хора были приглашены тенор Анатолий Кулешов и бас Алексей Тарасов, а также сам Игорь Матвиенко как композитор, автор аранжировок и художественный руководитель. С этого момента было решено вести летоисчисление и считать эту дату официальным днём рождения «Любэ». Название группе придумал Николай Расторгуев: слово «любэ» знакомо ему с детства, оно происходит от украинского слово «любе» и на молодёжном сленге означает «любое, всякое, разное» показывая, что коллектив в своем творчестве ориентирован на различные жанры и поет для всех[18]. Тексты для дебютных произведений «Любэ» писали поэт Александр Шаганов, зарекомендовавший себя по работе с рок-группой «Чёрный кофе» (песня «Владимирская Русь») и Дмитрием Маликовым (песня «До завтра»), а также поэт из Томска Михаил Андреев, писавший для матвиенковской группы «Класс» и ленинградской группы «Форум». Первыми записанными песнями стали «Люберцы», и «Батька Махно». Позже были записаны и другие песни ставшие со временем популярными: «Дуся-агрегат»«Атас»«Не губите, мужики» и т. д.[19]
« Приехал в Москву получать премию Ленинского комсомола и решил встретиться с Игорем Матвиенко, на репетиции весьма перспективной группы. Отдал им свою песню «Клетки» и решил посмотреть, что из неё получилось. Я пришел рано и присел на подоконник подождать, там сидел молодой человек, щелкал семечки. Разговорились. Это и был молодой Коля Расторгуев. (Михаил Андреев, www.lubernet.ru)[20] »
Первый гастрольный тур «Любэ» начался в конце марта 1989 года. К ним, со своей программой, присоединился солист группы «Класс» Олег Кацура. Концерты прошли в Пятигорске и Железноводске. Успехов первые концерты не принесли и прошли при пустых залах. Концертный состав группы был следующим: Николай Расторгуев — вокал, Александр Николаев — бас-гитара, Вячеслав Терешонок — гитара, Ринат Бахтеев — ударные, Александр Давыдов — клавишные. Правда в таком составе группа просуществовала недолго и уже через год произошла смена музыкантов.[источник не указан 110 дней] В декабре 1989 было получено приглашение на выступление в «Рождественских встречах» Аллы Пугачёвой. К участию в этом концерте относится и сценический образ солиста группы Николая Расторгуева — военная форма образца 1939 года, взятая напрокат в театре Советской Армии для исполнения песен «Атас» и «Не губите, мужики». Идея принадлежит Алле Борисовне Пугачёвой, она как-то сказала на репетиции: «Что тогда носили после войны? Жеглов, Шарапов… гимнастерки, сапоги». Форма пришлась к лицу Расторгуеву и соответствовала тематике песен. Многие тогда считали солиста «Любэ» отставным военным, на самом деле он даже в армии не служил. Сама форма со временем получила изменения: обычную офицерскую портупею, в которой было первое выступление, сменила портупея с пятиконечной звездой в виде эмблемы Красной Армии, а ещё позже появился и нагрудный знак с надписью «Любэ» на фоне государственного флага России.[21]
« Невский проспект. Я гулял по Питеру и увидел портрет Николая Расторгуева. Тогда я осознал, что Коля стал популярным человеком. Хотя при нашем первом знакомстве разгадать в Расторгуеве будущего народного артиста было невозможно. Колю привел Матвиенко, сказал, что это наш новый солист. Когда в дверь вошел человек небольшого роста, крепко сбитый, я сильно засомневался в его возможностях. Я спросил, сколько ему лет, он ответил: «32», мне на тот момент было 24 года. И к тому времени я написал песню «Владимирская Русь», ставшую очень популярной в исполнении группы «Черный кофе». Первая песня, которую мы с Колей стали записывать в студии, была «Батька Махно». За неделю записали весь альбом. Те песни, которые вошли в первый альбом группы «Любэ», до того полтора года валялись у нас в портфелях — не было денег, чтобы их записать. (Александр Шаганов, www.trud.ru)[22] »

1990

В 1990 году вышел магнитоальбом с первыми песнями группы под названием «Мы будем жить теперь по-новому или рок эбаут Люберцы», ставший прототипом первого альбома, который позже войдет в официальную дискографию «Любэ». « — Привет, друзья! Меня зовут Николай Расторгуев, я солист группы „Любэ“, сейчас вы услышите первый альбом нашей группы…» — этими словами Расторгуева начинается магнитоальбом, в который вошли первые песни, между которыми в качестве небольших вставок помещались звуковые дорожки (интро) с информацией о группе, авторах, студии записи. С выходом этих первых песен «Любэ» Игорь Матвиенко основывает свой продюсерский центр, от имени которого теперь будет выпускаться вся продукция композитора, «Любэ» стали первым коллективом данного центра. В этом же году происходит смена музыкантов в группе: место за ударными инструментами занял Юрий Рипях, за клавишными — Виталий Локтев. В качестве ещё одного гитариста приглашают Александра Вайнберга.
« Первая песня группы «Любэ», которая стала лауреатом фестиваля Песня Года — это «Атас». Тогда съёмки проходили в студии Останкино. И по тому, как звучала наша песня, как выступил Коля и музыканты «Любэ», как аплодировали зрители, когда мы получали дипломы, у меня сложилось такое впечатление, что среди всех песен, которые прозвучали на фестивале, среди всех песен того года песня «Атас» была самой яркой… Александр Шаганов (www.radiodacha.ru; 31.08.2010) »
Первый год творческой деятельности «Любэ» ознаменовался выходом музыкантов на эстраду, появлением на телевидении и распространением песен в киосках продаж звукозаписей. Коллектив стал узнаваем, выступал в транслируемых по всей стране программах и передачах: «Что, Где, Когда», «Рождественские встречи» Аллы Пугачёвой, группа становится лауреатом ежегодного песенного всесоюзного конкурса «Песня Года», (в 1990 году «Любэ» стали финалистами конкурса с песней «Атас»).[23]

1991

В 1991 году была выпущена пластинка (LP) с дебютным альбомом «Атас», песни которого: «Батька Махно»«Станция Таганская»«Не губите, мужики»«Атас»«Люберцы» и др. были уже хорошо знакомы по телевидению, радио и концертам. Запись была осуществлена на студии «Звук» и студии Московского Дворца Молодёжи. Из-за технических особенностей виниловый носитель не вместил весь альбом целиком, (вошли только 11 из 14 песен). Позже на прилавках магазинов появился компакт-диск и аудиокассета с полноформатным первым альбомом. В оформлении обложки альбома художник Владимир Волегов сделал стилизацию группы под военизированный отряд времён гражданской войны 1917—1920 гг., передвигающийся на тачанке с пулемётом по селу, тем самым проведя параллель с хитом группы «Батька Махно». Несмотря на выпуск своего первого официального альбома, группа занимается записью новых песен, активно гастролирует. Экономя студийное время Игорь Матвиенко записывает музыкальные партии и аранжировки, приглашая сессионных музыкантов, в то время как группа находится на концертах.
« Один раз Игорь Матвиенко позвонил мне по телефону из Москвы и попросил: «Горим по времени, срочно выручай, старик. Мы с «Любэ» едем на запись в студию. Постарайся набросать хотя бы несколько запевов». И прямо по телефону наиграл мне несколько аккордов будущей песни. Дал студийный номер телефона. Говорит, будем ждать. А мы с родственниками собрались в этот день на сад картошку сажать. Я уже и оделся соответственно, в дверях буквально стоял, когда телефон зазвонил. Ну что, лопату в сторону, сел за стол, стал думать. Так на кураже, на азарте появилась песня «Трамвай «пятёрочка». (Михаил Андреев, www.akkords.ru) »
В марте 1991 года, в СК «Олимпийский» была проведена серия концертов с программой под названием «Вся власть — Любэ!» при поддержке фирмы «ЛИС’С» (собственник Сергей Лисовский) в которую вошли уже популярные песни, такие как: «Атас»«Люберцы»«Батька Махно», так и новые, ранее не издававшиеся и не транслировавшиеся по радио и телевидению песни: «Не валяй дурака, Америка»«Тулупчик заячий»«Помилуй, Господи, нас, грешных и спаси…» и др. В поддержку программы будет выпущена видеоверсия одноименного концерта:
Треклист программы «Вся власть — Любэ!» (1991г.) 1. Попурри — детский рок-театр «Фантазеры» 2. Люберцы 3. За тебя 4. Так всегда 5. Ночь 6. Трамвай «пятёрочка» 7. Ёлки-палки (дуэт с Натальей Лапиной) Интервью с Игорем Матвиенко 8. Батька Махно 9. Тулупчик заячий 10. Не валяй дурака, Америка! 11. Атас 12. А ну-ка, девушки 13. Помилуй, Господи, нас, грешных…
Особенной чертой рынка звукозаписи того времени был и остаётся неконтролируемый поток нелицензированной аудиопродукции. Не избежала этого и группа «Любэ». Первые песни нового планируемого альбома были украдены и распространялись без разрешения «Любэ» на аудионосителях. В целях сократить убытки ПЦ Игоря Матвиенко выпускает собственную, пилотную, версию второго альбома под названием «Не валяй дурака, Америка» (по другой версии один из ранних альбомов группы был специально отдан пиратским компаниям для раскрутки). « — Небольшая информация для фэнов, в связи с выпуском пиратского альбомы, мы вынуждены пойти на официальный выпуск собственной версии этого альбома…» — именно так продюсер группы Игорь Матвиенко сообщает на вступительной записи магнитоальбома. Впервые «Любэ» приступает к съёмкам своего официального видеоклипа (хотя ранее уже были сняты клипы на песню «Клетки» из дебютного альбома и англоязычную песню «No More Barricades», которые не входят в официальный видеоряд группы). Съёмки проходили в г. Сочи на песню «Не валяй дурака, Америка». Технической особенностью создания клипа стало внедрение компьютерной графики с элементами анимации. За режиссуру, компьютерную графику и анимацию отвечал Сергей Баженов (фирма «BS Graphics»). Художником выступил Дмитрий Веников. Клип был «прорисован» на рисовальной коробке «Paintbox» (прообраз современных программ компьютерной графики). Режиссёром съемок стал Кирилл Круглянский (компания «Русская тройка видео»). Фоном для клипа послужил сгоревший сочинский ресторан. Клип снимался довольно долго, приходилось каждый кадр разрисовывать вручную. Готовый продукт был показан зрителю в 1992 году. Позже известный музыкальный обозреватель Артемий Троицкий отправил видеоклип на международный фестиваль «Midem» в Каннах (без уведомления участников «Любэ»). Так, в 1994 году клип на песню «Не валяй дурака, Америка» получил специальный приз «За юмор и качество визуального ряда» (из 12 членов жюри только двое проголосовали против). По словам обозревателя журнала «Billboard» Джеффа Левензона, на упомянутой ярмарке «MIDEM» клип стал темой острых дебатов, в том числе и юристов, на предмет: является ли клип образцом комического милитаризма, завуалированной пропагандой или искусной пародией. В самой группе происходит смена состава. Решив заняться собственным проектом, а именно, восходящей звездой из Минска Аленой Свиридовой, группу покидает Юрий Рипях, на его место приходит барабанщик группы «Гуляй Поле» Александр Ерохин. Вслед за Рипяхом, временно, по семейным обстоятельствам, из «Любэ» уходит бас-гитарист Александр Николаев, бас-гитару в составе группы стал осваивать Сергей Башлыков, ныне открывший школу игры на гитаре в Германии. Через газету «Московский комсомолец» было дано объявление о наборе хора, так в группе появились бэк-вокалисты Евгений Насибулин и Олег Зенин.